Top.Mail.Ru

THE BALLERS

Прощание с Великой Старой Леди

За месяц до своего 133-летия Гудисон Парк принимал последний матч Эвертона — вместе с ним ушла последняя связь английского футбола с ушедшей эпохой…

Прощание с Великой Старой Леди

Когда вы впервые проходите по узким улицам с кирпичными домами от Каунти-роуд, Гудисон Парк возвышается над вами. Величественный, но анахроничный отголосок великих стадионов доэры Премьер-лиги, он воплощает футбольную ностальгию. Это Grand Old Lady [Великая Старая Леди], чья структура всё ещё сотрясается, когда толпа даёт ей повод.

Этот стадион глубоко укоренён в своём сообществе: пабы, кафе и закусочные составляют неотъемлемую часть его атмосферы — пинта в Winslow, беконовый батти в Goodison Cafe, курица с солью и перцем из Blue Dragon. Но скоро всему этому придёт конец. Стадион, принимавший финал Кубка Англии, видевший таких легенд, как Франц Беккенбауэр, Пеле и Эйсебио на Чемпионате Мира 1966 года, чьи кирпичные стены до сих пор хранят бесчисленные воспоминания клуба, который сделал его своим домом, проведёт свою последнюю игру — Эвертон против Саутгемптона в предпоследний уик-энд сезона Премьер-лиги. Навсегда исчезнет стадион, который сэр Алекс Фергюсон называл «кошмаром» для визитов Манчестер Юнайтед, а Эйсебио считал «лучшим стадионом в моей игровой карьере».

«Аргументы за переезд неоспоримы, но день, когда Гудисон Парк исчезнет, будет печальным», — говорит Пол Уилкинсон, игравший за Ирисок в середине 1980-х. «Близость болельщиков к полю, шум этого места, то, что даже простой жёсткий отбор может заставить Гудисон содрогнуться. На протяжении многих лет он часто был 12-м игроком команды. Трудно представить пейзаж Эвертона и английского футбола без него».

Финансовая реальность современного футбола виновата в предстоящем исчезновении Гудисон Парк. При всём своём эмоциональном обаянии стадион сдерживал амбиции Синих. Ограниченный в возможностях развития, он стал одной из причин их многолетней посредственности. В то время как Энфилд и Олд Траффорд расширялись, чтобы извлечь выгоду из бума Премьер-лиги, Гудисон остался в эпохе Футбольной Лиги с соответствующими финансовыми последствиями.

Стадион Хилл Дикинсон

Бывший владелец Питер Джонсон впервые обозначил необходимость переезда ещё в конце 90-х. Спустя почти три десятилетия и несколько неудачных попыток эта потребность вот-вот будет реализована: летом Эвертон переедет в свой новый шикарный стадион на набережной. Это завершает футбольную историю, начавшуюся почти 133 года назад.

Как любят подчёркивать болельщики «Эвертона», именно их клуб, а не Ливерпуль, строит стадионы в городе. Изначально, первым их домом был Энфилд», построенный клубом в 1880-х. В сезоне 1890/91 Эвертон стал первым чемпионом Англии, выступавшим на этой арене. Если бы не местный пивовар Джон Хоулдинг, тогда президент Эвертона, они, вероятно, всё ещё играли бы там.

Хоулдинг, человек, любивший прибыль и видевший возможность сочетать свою страсть к футболу и заработку, приобрёл землю Энфилда у предыдущих владельцев, братьев Оррелл, и удвоил арендную плату. В ответ сформировалась яростная антихоулдинговская фракция во главе с членом правления Джорджем Махоном.

Разгорелась настоящая война. Махон предложил переехать на Мере Грин Филд, участок земли по другую сторону Стэнли-парка, у Гудисон-роуд. «Когда идея переезда была представлена членам клуба, она была единогласно одобрена», — рассказывает Тони Онслоу из Общества Наследия Эвертона [Everton Heritage Society]. Что касается Хоулдинга, он основал футбольный клуб Ливерпуль.

Эвертон преобразовал землю Мере Грин, наняв компанию Kelly Brothers для строительства двух открытых трибун, каждая из которых вмещала 4000 человек, а также крытой трибуны на 3000 мест. Гудисон Парк, как был назван стадион, стал первым крупным специально построенным футбольным стадионом в Англии.

«Вот он, Гудисон Парк!» — воскликнуло издание Out of Doors после первого визита на стадион. «Никакая картина не могла бы вместить всю сцену, которую представляет этот стадион, настолько он великолепно огромен, он соперничает с величайшими американскими бейсбольными полями. Кажется, это один из лучших и наиболее совершенных стадионов в королевстве».

Первый матч, товарищеский, состоялся против Болтона 1 сентября 1892 года. В победном для хозяев матче со счётом 4:2 нападающий Эвертона Фред Гири стал первым, кто забил гол на новом стадионе клуба. Через несколько дней мерсисайдцы начали свой сезон в лиге, сыграв вничью 2:2 с Ноттингем Форест.

Прощание с Великой Старой Леди

За последующий век Гудисон Парк не стоял на месте. Стадиону была добавлена четвёртая трибуна, а другие были перестроены и модернизированы, что поддерживало его статус одного из ведущих футбольных стадионов страны. Это был первый стадион Футбольной Лиги, принявший финал Кубка Англии, когда в 1894 году Ноттс Каунти победил Болтон со счётом 4:1. В 1949 году там сборная Ирландии обыграла Англию 2:0 — первая победа команды не из королевства над сборной Трёх Львов на их территории. В 1973 году Гудисон даже принял два домашних матча Северной Ирландии против Уэльса и Англии, которые пришлось перенести из-за конфликта в Северной Ирландии.

Ещё ярче были пять матчей Гудисон Парк на Чемпионате Мира 1966 года, особенно полуфинал между ФРГ и СССР. Действующие чемпионы, Бразилия — с Пеле, Гарринчей и Жаирзиньо в составе, провели все три матча группового этапа на Мерсисайде против Болгарии, Венгрии и Португалии.

Пеле

«Я видел, как Пеле забил со штрафного в сторону трибуны Глэдис-стрит — лучше этого в жизни ничего нет», — вспоминает давний болельщик Эвертона Пол МакПарлан о матче с Болгарией. «Ритм самбы эхом разносился по стадиону. Пеле дирижировал этим оркестром, а толпа скандировала его имя в странном языковом коктейле из скауза и португальского».

Однако турнир для Короля Футбола закончился неудачно. Вынужденный покинуть поле после жёсткой игры против него в первом матче, он пропустил проигранный матч против сборной Венгрии со счетом 3:1 и лишь хромал в проигранном с тем же счётом матче против Португалии. Будущий обладатель Золотой Бутсы Эйсебио оформил дубль в тот день, выбив Бразилию, а в следующем забил ещё четыре гола, вдохновив на невероятный камбэк с 0:3 до победы 5:3 над Северной Кореей в четвертьфинале на Гудисон Парк.

Игра на марке

Какими бы престижными ни были те матчи, именно воспоминания болельщиков Эвертона об играх их собственной команды на этом почтенном стадионе вызывают наибольший отклик. «Это не только моменты, которые ты сам пережил, но и те, что передаются в семьях от старших болельщиков как часть нашего фольклора», — говорит Брендан Флинн, постоянный посетитель Гудисон Парк с начала 1950-х.

«Возможно, кто-то в силу возраста не мог лично увидеть самую большую посещаемость на стадионе — почти 80 000 человек против Ливерпуля после войны. Или как Дикси Дин забил свой магический 60-й гол в 1928 году. Но когда слышишь эти истории, вроде той, как гол Дина вызвал такой шум, что голуби у ливерпульских доков разлетелись в небо, ты чувствуешь в глубине души, каково это было — быть там».

Прощание с Великой Старой Леди

Гудисон Парк принял больше матчей высшего дивизиона, чем любой другой стадион в Англии — он видел восемь чемпионских титулов и не раз переживал облегчение от спасения команды. «Каждое десятилетие, скудное или щедрое на моменты, оставило сцены, которые навсегда врезались в сознание болельщиков», — говорит Флинн.

«У меня особая слабость к команде, выигравшей лигу под руководством Гарри Каттерика в сезоне 1969/70, той, что была движима Святой Троицей — Колином Харви, Ховардом Кендаллом и Аланом Боллом. Я до сих пор ярко помню вечер, когда мы завоевали титул против Вест Бромвича, оглядываясь на наш потрясающий стадион, впитывая непрекращающийся рёв скандирований вроде «Мы чемпионы» и «Мы на пути в Европу». Гудисон казался неприступным, Эвертон — неудержимым. Это была одна из самых счастливых ночей за 70 лет моего боления за клуб».

Прощание с Великой Старой Леди

Выделить величайший момент стадиона — дело субъективное, но чем больше говоришь с болельщиками Ирисок, тем чаще всплывают два слова: «Бавария Мюнхен».

«Ответный матч полуфинала Кубка Обладателей Кубков в 1985 году многие болельщики считают лучшей игрой Эвертона на Гудисон Парк», — объясняет Грэм Эннис, создатель ныне не существующего фэнзина When Skies Are Grey. «Я пережил множество эпичных моментов на стадионе, но ничто не сравнится с атмосферой той ночи».

Эвертон находился на пике своей популярности в середине 1980-х годов. Под руководством Кендалла Ириски завоевали два титула лиги, Кубок Англии и, в конечном итоге, Кубок Обладателей Кубков. Но чтобы заслужить право поднять этот трофей, им предстояло одолеть могучую Баварию.

Бавария — Эвертон

«Мы сыграли вничью 0:0 на выезде и принимали Баварию на Гудисон с твёрдой верой, что можем их победить», — вспоминает Эннис. «В 1985 году Эвертон был невероятен на пути к титулу и играл в лучший футбол, который я когда-либо видел».

Почти 50 000 болельщиков Эвертона заполнили Гудисон Парк в тёплый апрельский вечер.

«Мы, игроки, никогда не слышали ничего подобного», — вспоминает бывший полузащитник Ирисок Кевин Шиди. «Мы знали, что это будет особенный матч, это чувствовалось по дороге на стадион, но шум там был чем-то невероятным. Как только мы вышли из тоннеля, рёв толпы накрыл нас, как волна. Это много значило для игроков. Мы играли против европейской футбольной элиты — Баварии, так что Гудисону нужно было быть на высоте. В ту ночь казалось, будто у нас на поле был дополнительный игрок».

Хотя Эвертон доминировал, после гола Дитера Хённеса к перерыву команда уступала со счётом 1:0. Тренер Кендалл призывал игроков не волноваться, уверяя, что болельщики на трибуне Глэдис-стрит после перерыва «затянут мяч в сетку».

Эвертон — Бавария, 1985 год

«Когда вскоре после перерыва Грэм Шарп сравнял счёт, атмосфера просто взорвалась», — вспоминает Эннис. «Можно было видеть, как игроки Баварии постепенно сдавали. Я знал, что Эвертон забьёт второй гол, что и сделал Энди Грей, а затем и третий. К финальному свистку Гудисон просто дрожал».

Никто не радовался поездке в гости к Эвертону, какой бы короткой она ни была. «Это были ужасные матчи», — признаётся бывший защитник Ливерпуля Марк Лоуренсон о мерсисайдских дерби того времени. Начиная с сезона 1981/82, чемпионский титул не покидал город семь сезонов подряд. «В одном из матчей борьба была такой жёсткой, что судья остановил игру, взял мяч и спросил: «Есть ли шанс, что мы будем играть с этим мячом, или мне оставить его на бровке?»

«Когда впервые выходишь на поле Гудисона, то думаешь: «Боже мой, как тут тесно!». Казалось, будто играешь на почтовой марке — берёшь мяч, хочешь сделать пас, а кто-то уже сносит тебя. Команда, которая у них была в конце 80-х, была на высшем уровне».

Великое избежание

Это стало вершиной для клуба и стадиона. Эвертон начал эру Премьер-лиги в числе так называемой «большой четвёрки», а Гудисон Парк всё ещё считался одним из элитных стадионов Англии. Однако оба статуса постепенно угасли.

«За последние 30 лет Эвертон отстал от лидеров», — говорит Эллиотт Бретланд, автор книги «Гудисон Парк: Истории людей» [Goodison Park: The People’s Stories]. «Кажется, что Гудисон застыл во времени. Мой первый матч был в день открытия сезона 1996/97, и сегодня стадион выглядит точно так же, как тогда».

Эвертон — Ньюкасл

«Если учесть, как сильно изменились другие стадионы за это время, некоторые болельщики Ирисок считают это показателем стагнации клуба».

Хотя за последние три десятилетия на стадионе были моменты торжества — победы в дерби над Ливерпулем, великолепная кампания в Кубке Англии под руководством Джо Ройла в 1995 году, европейские приключения с Дэвидом Мойесом — наиболее яркие эпизоды связаны с борьбой за выживание.

«Самые эмоциональные моменты, которые приходят на ум — это наши великие спасения», — размышляет Бретланд. «Матч против Уимблдона в 1994 году, когда проигрывая 0:2, победили 3:2. Игры против Ковентри в 1998 году, Кристал Пэлас в 2022 году и Борнмута в 2023 году. Атмосфера была невероятной, но, учитывая нашу богатую историю, удручает, что за последние 30 лет определяющие моменты были скорее связаны с облегчением, чем с триумфом».

Болельщики Эвертона

Тем не менее, Гудисон Парк продолжал играть свою роль, когда это было нужно. Многие игроки Эвертона чувствовали себя воодушевлёнными благодаря огромной поддержке на домашних матчах.

«Играть на этом стадионе, заполненном болельщиками Эвертона, было потрясающе», — улыбается Ричард Данн, начинавший карьеру в клубе. «Шум отражался от деревянных сидений и стальных балок».

«Моё первое мерсисайдское дерби там было настоящим безумием, ничего подобного я раньше не испытывал. Уровень шума был сумасшедшим. То чувство, которое давала эта атмосфера, невозможно воспроизвести, куда бы ты ни отправился потом в своей карьере. Приходилось пытаться контролировать эмоции, что сложно, когда 40 000 человек вдохновляют тебя».

Болельщики Эвертона

«Когда болельщики на трибунах в настроении, весь ход игры может измениться в одно мгновение. Если ты атакуешь волнами, навешивая мячи в штрафную, болельщики сходят с ума. Импульс, синергия между трибунами и игроками, была ощутимой».

Великая Старая Леди, возможно, устала, но даже в этом сезоне она сохранила способность проявлять себя в нужный момент.

«Достаточно вспомнить последнее дерби против Ливерпуля, чтобы это понять», — настаивает Бретланд. «Те последние секунды, Гудисон — это котёл шума, где более тридцати тысяч болельщиков Эвертона всё ещё подгоняли команду».

«Когда Джеймс Тарковски пробил в девятку, стадион действительно содрогнулся. Я почувствовал этот гол всем своим телом, и не только потому, что он был забит в ворота наших заклятых соперников или потому, что на часах была 98-я минута».

Эвертон — Ливерпуль

«Это было потому, что для меня этот гол — это и есть Гудисон: всегда, до самого конца, он сохраняет способность творить что-то волшебное».

Недавние моменты сильных эмоций происходили на фоне предстоящего переезда. Разрешение на строительство на Брэмли-Мур Док было получено ещё в феврале 2021 года, а работы начались в августе того же года. С тех пор болельщики Эвертона постепенно наблюдали, как их новый стадион вместимостью 53 000 мест вырастает на бывшей заброшенной территории.

Стадион теперь завершен, и многие болельщики Ирисок уже наблюдали за матчами там в рамках многочисленных тестовых мероприятий, организованных клубом. Вид команды Эвертона, пусть и молодежной, выходящей на арене под мелодию Z-Cars, отличной от Гудисона, сделал реальность конца более осязаемой.

Стадион Хилл Дикинсон

«Честно говоря, я думаю, что буду совершенно разбит, когда прозвучит финальный свисток в матче против Саутгемптона, — говорит Лес Робертс из самого слушаемого подкаста об Эвертоне The Blue Room. — «Гудисон — это дом. Это то, что чувствует каждый болельщик Эвертона, которого я знаю. Это может быть лучшее место в мире и худшее место в мире, часто в течение нескольких минут. Но это наш дом».

«Там так много общих воспоминаний, так много друзей, которых я, возможно, больше никогда не увижу, когда мы переедем в разные зоны нового стадиона. Я представляю себе ошеломлённую тишину в конце самого последнего матча, независимо от результата и игры. Сколько раз мы будем оглядываться через плечо, уходя? Единственное, что можно гарантировать — это будет очень эмоционально».

Гудисон Парк

Читайте также:

История утраченной рождественской футбольной традиции

«Пока я играл в шахматы, Аль-Каида разбомбила Эр-Рияд»

Расписание и результаты матчей АПЛ


Следите за нами в:

Telegram | Instagram | Вконтакте

guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ivan
Ivan
1 месяц назад

Конец очередной эпохи…

error: Защищено от копирования!
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x