Top.Mail.Ru

THE BALLERS

Рождение футбольной реплики. 50 лет спустя

Прошло полвека с тех пор, как небольшая фирма из Англии перешла от производства женского нижнего белья к продаже первых в мире реплик футбольных комплектов.

Рождение футбольной реплики. 50 лет спустя

Вы не задумывались над тем, в какой момент футбольные фанаты перестали выглядеть так, будто они только что закончили работу, и начали носить футболки, как игроки? Исторические факты говорят о том, что перелом произошел примерно в 1980-х годах, но семя было посеяно в декабре 1973 года, когда в открытую продажу поступила первая официальная футбольная майка с клубной символикой.

Можно назвать это счастливой случайностью. Но пятьдесят лет назад скромная фирма из английского региона Мидлендс под названием Admiral за чашкой чая с тогдашним боссом Лидс Юнайтед и будущим главным тренером сборной Англии Доном Реви сумела открыть шлюзы в многомиллионную индустрию.

До того момента в офисе Реви, Admiral в первую очередь занималась производством чулочно-носочных изделий, можно сказать, мировых лидеров по производству трусов для монахинь. В период между первой и второй мировыми войнами они занимались производством функциональной одежды для военно-морского флота, которая переросла в спортивную одежду, в основном для регби, но их амбициозный и харизматичный новый владелец Берт Патрик предвидел, что футбол вот-вот выйдет на новый путь.

На волне Чемпионата Мира 1966 года и цветного телевидения Патрик пытался втянуть компанию, в которую он пришел и которую впоследствии приобрел, в современную эпоху. Но именно его управляющий директор Джон Гриффитс стал виновником первого переломного момента с репликами.

В октябре 1973 года Джон и еще один продавец из Admiral проехали 100 миль от Уигстона в Лестершире до Йоркшира, чтобы встретиться с компанией, занимающейся продажей каталогов по почте в пригороде Лидса.

Вооружившись образцами регбийных и футбольных джерси, они представили свои товары незаинтересованному покупателю и через полчаса снова нисчем оказались на улице. После утешительного полного английского завтрака в ближайшем кафе они узнали, что через дорогу проходит тренировка Лидс Юнайтед.

Лидс Юнайтед

Подопечные Дона Реви отлично начали сезон и должны были закончить его в ранге чемпионов Первого Дивизиона. Странствующий торговец перешел дорогу, завязал разговор с Реви и навсегда изменил футбол.

«Дон Реви выходил через ворота», — вспоминал он в книге Get Shirty. «Мой коллега сказал: «Мистер Реви, я хотел бы познакомить вас с моим боссом». Реви остановился, пожал нам руки и спросил, что мы делаем в Лидсе. Я вкратце рассказал ему о том, как нас выгнали с предыдущей встречи. Он заинтересовался нашими образцами, а затем пригласил нас в свой кабинет на чай».

«Я рассказал, как мы производим футбольные майки, как у нас появился собственный бренд и мы добились успеха. Он сказал: «Что вы можете сделать для нас?» Я ответил: «Смотря о чем вы — что мы можем сделать для домашней футболки?» Он ответил: «Для нее очень, очень мало. Ничего. Я хочу, чтобы она была полностью белой — я использую комплект мадридского Реала как стимул для игроков. Но вы можете делать все, что хотите, со сменной и спортивным костюмом».

Это не был момент «эврики». Идея разрабатывать дизайн комплектов профессиональной команды и продавать их копии болельщикам развивалась постепенно. Автор книги Get Shirty Энди Уэллс рассказывал, что, возможно, семена были заложены еще в 1973 году.

«Джон Гриффитс рассказывал мне, что один торговый представитель зашел в одну из местных школ или спортивных клубов», — говорит он. «Одна из матерей спросила: «Вы делаете комплекты футбольной формы, точно такие же, как у игроков? Ну, знаете, эмблема и номер на спине — выглядят идентично». Он ответил: «О нет, вообще-то нет». Потом представитель сообщил об этом Джону.

Дон Реви, Лидс Юнайтед

«Думаю, именно тогда они подумали: «Возможно, для этого есть дополнительный рынок». Сидя напротив Реви в кабинете менеджера Лидса, Гриффитс начал соединять точки. Быстро подсчитав, он сделал Реви заведомо низкое предложение о радикальном соглашении, согласно которому Admiral будет платить Лидсу за привилегию производить комплекты их игровых форм.

Admiral изменит дизайн комплекта (при этом Реви просил оставить внешний вид как у Мадрида нетронутым) и, воспользовавшись законом об авторском праве на дизайн 1968 года, зарегистрирует формы, чтобы только Admiral мог легально их производить.

До этого момента как профессиональные, так и любительские клубы просто покупали в розничных магазинах универсальные комплекты форм. Admiral предложил производить идентичные комплекты Лидс Юнайтед в детских размерах, чтобы продавать их болельщикам, покрывая таким образом расходы на новую сделку с Реви, а также производственные издержки, но при этом стремясь получить прибыль.

Чтобы подчеркнуть, что в 1973 году сделки по продаже футболок только начинались, Лидс впервые вышел на поле в футболке с логотипом Admiral в том же месяце, когда Гриффитс встретился на тренировочной площадке с Реви. Поскольку никаких контрактов и правил не было, Лидс мог поступать как угодно, меняя форму в середине сезона.

По счастливой случайности первая игра в новой форме состоялась в Лестере, всего в нескольких милях от завода Admiral. На груди и шортах красовался логотип компании, но в остальном домашняя форма выглядела практически идентично предыдущей, производимой Umbro.

Лидс Юнайтед

Поставка комплектов для команды прошла без проблем, но Admiral пришлось выпускать реплики к Рождеству. Поначалу выпускались только детские размеры, и прошло целое десятилетие, прежде чем на рынке появились взрослые размеры, хотя для взрослых были выпущены спортивные костюмы, которые Admiral также согласился шить, и которые игроки надевали, выходя на поле перед началом игры. Спортивные костюмы продавались по цене около 8 фунтов стерлингов, что эквивалентно 80 фунтам стерлингов в нынешнее время.

22 декабря 1973 года Берт Патрик и Джон Гриффитс были гостями на Элланд Роуд на домашнем матче Лидса против Норвича. Команда Реви все еще была непобедима в лиге, настроение было праздничным, а первые реплики футболок официально поступили в продажу. «Они оба были рады случившемуся», — рассказывает Уэллс. «Если бы они не завезли комплекты форм в магазины к Рождеству, я не сомневаюсь, что они бы прекратили сотрудничество».

Продажи белого домашнего комплекта Лидса, желтого выездного и спортивного костюма застали врасплох даже Патрика и Гриффитса — они продавались не только в Йоркшире, а по всей стране. Предприятие Admiral быстро заставило всех в мире спортивной одежды отреагировать.

Лидс Юнайтед

За полвека, прошедшие с тех пор, как представители компании Admiral пожали руку Реви, времена для них были весьма бурными. Компания была осуждена в парламенте за то, что «обдирала детей», предлагая реплики по непомерно высоким ценам — 5 фунтов за футболку. На июль 2024 года это составляет 51,95 фунта стерлингов. В сезоне 2023/24 детская футболка действующих чемпионов Премьер-лиги Манчестер Сити продавалась по цене 60 фунтов.

Admiral вновь объединились с Реви в 1974 году, когда он был назначен главным тренером сборной Англии, и поставляли футболки для команды Трёх Львов в течение 10 лет. Это один из трех брендов, чей логотип был изображен на футболке сборной Англии, наряду с Umbro и Nike.

На пике своего успеха они производили футбольные комплекты для более чем 100 клубов и национальных сборных. Однако к 1980-м годам другие бренды догнали их и начали выкладываться по полной. Admiral пыталась идти в ногу со временем, беря большие кредиты в банках, но к середине десятилетия их фабрика в Уигстоне закрылась.

Хотя компания и выжила, сегодня она работает в совершенно других масштабах, находясь в тени больших зверей футбольного рынка. Однако их место в истории реплик футбольных форм останется навсегда. Многомиллионная индустрия зародилась за чашкой чая в офисе Дона Реви в 1973 году. Как оказалось, продажа футбольных маек оказалась более прибыльным делом, чем продажа трусов для монахинь.

Читайте также:

Тёрф Мур / Turf Moor

Бастиан Швайнштайгер о Мюнхене, Месси и Манчестере

Результаты матчей в режиме LIVE


Следите за нами в:

Telegram | Instagram | Вконтакте

guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
anonymous-user
anonymous-user
2 месяцев назад

Очень даже интересно было читать, никогда раньше вообще не задумывался о появлении о футбольной атрибутики))

error: Защищено от копирования!
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x